Дидактическое средство обучения

в технологии «Лэпбук»

по художественно-эстетическому развитию

ЛЭПБУК

«Нетрадиционные техники рисования»

Описание дидактического средства обучения в технологии «Лэпбук» по художественно-эстетическому развитию

Автор лэпбука: Горшкова Марина Юрьевна – педагог дополнительного образования МБДОУ «Красномайский детский сад» Тверской области Вышневолоцкий городской округ, пгт. Красномайский

Возрастная адрестность: Средний и старший дошкольный возраст (4-7 лет)

Цель. Приобщение детей к изобразительному искусству через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

Образовательные

  1. Расширять представления детей о цвете.
  2. Закрепление знаний о нетрадиционных техниках рисования, алгоритмами выполнения работы.

Развивающие

1. Развивать креативное мышление детей посредством ознакомления их с различными нетрадиционными методами и приемами художественной деятельности.

2. Развивать познавательный интерес, включенность в познавательную деятельность, обогащать словарь.

3. Развивать творческий потенциал.

4. Совершенствовать художественно-графические навыки, мелкую моторику пальцев рук.

5. Развивать активность, самостоятельность, коммуникативные навыки.

6. Развивать устойчивое внимание, наблюдательность, аккуратность.

Воспитательные

1. Воспитывать интерес к изодеятельности,  развивать эстетическое, зрительное восприятие.

2. Стимулировать проявление интереса у детей к созерцанию красоты в мире искусства.

3. Формировать индивидуальные интересы, склонности, способности. 

В каждой образовательной области лэпбук помогает решать свои задачи.

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми, развивает умение самостоятельно объединяться для работы с пособием, помогать друг другу; Воспитывает организованность, дисциплинированность.

В образовательной области «Познавательное развитие»: развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; содействует проявлению и развитию таких качеств как внимание, мышление, логика, память, воображение, познавательная активность; расширяет представление детей о мире искусства.

В образовательной области «Речевое развитие»: совершенствует речь как средство общения и взаимодействия; обогащает словарный запас; развивает связную речь, активизирует словарный запас. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: развивает эстетическое восприятие, развивать интерес к произведениям изобразительного искусства, способность воспринимать, рассматривать и понимать содержание произведения; закрепляет знания о жанрах живописи, нетрадиционных способах изобразительной деятельности.

Краткое описание Лэпбука (аннотация)

Дидактическое пособие лэпбук «ИЗО» представляет собой картонную папку-раскладушку формата А4.

В лэпбуке собраны материалы по ИЗО для развивающих занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

В состав лэпбука входят материал, направленный на развитие логического мышления, внимания, памяти, наблюдательности. Он несёт в себе познавательную и развивающую функции, развивает умственное и абстрактное мышление.

Преимущества использования пособия лэпбук:

— побуждает интерес у детей к познавательному развитию;

— помогает разнообразить занятие;

— развивает творческое мышление;

— это простой способ запоминания;

Развивающие игры изготовлены совместно с детьми.

Лэпбук включает в себя 2 блока:

1.  «Нетрадиционные техники»

2. «Азбука цвета»

Составляющие макета лэпбука

В лэпбук входит 9 развивающих заданий.

Блок «Нетрадиционные техники»

1.Нетрадиционные способы рисования (карточки с алгоритмом работы).

2.Дидактическая игра «Соедини вместе»

3.Дидактическая игра «Предмет и контур»

4.Дидактическая игра «Я – фантазёр»

5.Дидактическое упражнение «Дорисуй вторую половину»

6.Дидактическая игра «Придумай историю»

7. Загадки «Чем мы рисуем?»

8.Дидактическая игра «Волшебная верёвочка»

Блок «Азбука цвета»

1.Дидактическая игра «Волшебный круг» (цветовой круг)

1.Кармашек. «Нетрадиционные способы рисования» (карточки с алгоритмом выполнения работы).

Цель. Познакомить детей с различными видами и способами нетрадиционного рисования.

Правила: Дети совместно с воспитателем выбирают карточку, в центе изобразительного искусства подбирают материал и выполняют работу по алгоритму.

2.Кармашек. Дидактическая игра «Соедини вместе»

Цель. Закрепление техник рисования и методы, которыми они исполнялись. Знакомство детей с материалами, которые можно использовать для рисования. 

Игровой материал: Карточки с различными техниками рисования и отдельно карточки с оборудованием для этих техник.

3.Дидактическая игра «Волшебный круг» (цветовой круг)

Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к  искусству. Активизировать речь детей.

Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.

Ход игры: Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные — красная, синяя и желтая и составные — которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски.

Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

2 вариант игры:

Воспитатель выкладывает на цветовой круг карточки с изображением пейзажа, натюрморта или портрета. Среди карточек есть изображения картин, с которыми они уже познакомились на занятиях: Левитан «Золотая осень», Шишкин, Серов, Врубель, Грабарь и др.

Воспитатель вращает стрелку. После остановки стрелки, детям предлагается назвать жанр живописи. Правильно назвавший получает фишку. Дополнительные фишки могут получить дети, которые смогут назвать автора картины, ее название. Воспитатель может предложить детям по очереди вращать стрелку.

4.Кармашек. Дидактическая игра «Предмет и контур».

Цель. Развитие восприятия, образного мышления внимательности и памяти.

Материал: предметные картинки и картинки с контурами.

5.Кармашек. Дидактическая игра «Я – фантазёр» Цель. Развитие творческого мышления детей

Правила: На карточках нарисованы облака, и дети, развивая творческий подход придумывают,  на что они похожи.

6.Кармашек. Дидактическая игра «Дорисуй вторую половину» (постоянно пополняется).

Игровой материал: карточки, на которых изображены половинки симметричных картинок.

Цель. Продолжать знакомить детей с изображением симметричных предметов. Закрепить умение быстро ориентироваться на листе бумаги, дорисовывать по образцу симметричные предметы, научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, развивать технические навыки в рисовании; развивать усидчивость, творчество.

Игровые действия:Ребёнок берёт карточку с понравившейся картинкой и дорисовывает половинку предмета.

7.Кармашек. Дидактическая игра «Придумай историю».

Цель.  Пополнение словарного запаса детей и развития творческого мышления

Правила игры: Дети из случайного набора карточек придумывали историю (таким способом попутно закрепляется знание техник нетрадиционного рисования, т.к. на карточках были рисунки подобных техник). Сначала предоставляется детям несколько карточек самостоятельно и дети придумывали совместно с педагогом, потом дети сами выбирают карточки, следующим видом было когда один большой рассказ составляют дети по разным случайно вытащенным карточкам друг за другом/

8. Стаканчик с карандашами.  «Загадки «Чем мы рисуем?»

Загадки о принадлежностях для рисования размещены на картоне в форме карандаша и помещены в отдельный кармашек — стаканчик. Их можно свободно вынимать из стаканчика, что делает их удобными в работе.

Правила игры: чтение загадок.

9.Кармашек. Дидактическая игра «Волшебная верёвочка».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное внимание.Материал: листы бархатной бумаги, цветные веревочки, схемы.

Описание возможностей использования лэпбука в совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей.

Дидактическое пособие ЛЭПБУК «ИЗО» 

рекомендуется использовать воспитателям дошкольных учреждений как для коллективной, групповой, индивидуальной работы с детьми, так и для самостоятельной работы и игровой деятельности детей.

Для самостоятельной деятельности детей подойдут задания: дидактические игры «Соедини вместе», «Волшебный круг», «Предмет и контур», «Я — фантазёр», «Дорисуй вторую половинку», «Рисование ниткой». Материалы: загадки, картотека «Нетрадиционные способы рисования», дидактическая игра «Придумай историю» используются в процессе совместной деятельности педагога с детьми.

Результативность   использования   лэпбука.

Лэпбук представляет большой интерес для детей, и они активно обращаются к нему за необходимой информацией, рассматривают, играют, но иногда нужна подсказка педагога. В результате работы с данным дидактическим пособием дети умеют применять в художественно-творческой деятельности приобретенные знания: определяют жанры живописи, закрепляют понятия об основных и дополнительных цветах, умение смешивать цвета. Ребята с помощью педагога по алгоритму могут создать картину, используя нетрадиционные техники художественно-творческой деятельности. Определенные задания развивают мелкую моторику (раскраски, «Волшебная ниточка»), посредством дидактических игр у детей развивается творческое воображение, чувство цвета, формируется художественный вкус.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.