
ПРОЕКТ
Тип проекта: информационно — творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)
Предмет проекта: ель
Цель проекта: Закрепление представлений о художественном образе растений (ели) через формирование у детей творческих способностей.
Задачи проекта:
Развивающие:
• Развивать потребность в создании эстетических ценностей, творческой самореализации;
Образовательные:
• Знакомить с многообразием выразительных средств художественной деятельности;
• Расширять представления о жизни растения как живого существа;
Воспитательные:
• Формировать чувство активного преобразователя, самостоятельность, смелость в процессе художественно-творческой деятельности;
• Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву, вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нем.
Актуальность.
Современное общество нуждается в творческих людях, в людях способных выйти за рамки рутины жизни, способные создать хоть йоту нового. Потребность в инновациях, в нахождении новых решений поставленных задач делает проблему творчества настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века».
В соответствии с этим задачей педагогов, всех уровней развития ребенка и становления его как личности, становится воспитание творчески активного человека, способного предложить свое видение решения возникшей проблемы или свой продукт деятельности.
Детское творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни. Научить ребенка правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и искусстве, творить его – это значит обогатить его внутренний мир такими существенными качествами, без которых нет и не может быть гармонично развитой личности. Путь человека в мир прекрасного, в мир творчества начинается в семье, в детских садах. Одной из важных ступеней развития в ребенке творческих способностей является изобразительное искусство.
Анализ процесса создания ребенком изображения показывает, что для создания образа ему необходимы, с одной стороны, наличие отчетливых представлений об объекте изображаемого, с другой стороны, умение и средства выразить эти представления в графической и цветовой форме.
В среднем дошкольном возрасте, да и в старшей группе детского сада еще не достаточно овладев средствами изображения, дети испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что лишает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к художественной деятельности.
Чтобы дошкольник испытывал радость творческого созидания, желание творить красивое, прекрасное. Необходимо его обучить методам и приемам владения и использования различных материалов, не требующими от ребенка четкого графического изображения, и все — таки постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Актуальность исследуемой мной темы определяется тем, что развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста в большей степени проявляется в результате изобразительной деятельности. А нетрадиционные изобразительные техники и более углубленное, детальное ознакомление с изображаемым объектом способствуют развитию потребности в творческой самореализации, создании и преобразовании окружающего их мира, стимулируют эстетическую потребность, расширяют представления о свойствах и качествах предметов и объектов.
Участники проекта:
- Дети 4–7 лет;
- Педагог дополнительного образования
- Воспитатели;
- Музыкальный руководитель;
- Родители воспитанников.
Содержание проекта
Проект представляет собой деятельность по развитию творческих способностей детей. В процессе изобразительной деятельности дети знакомятся с нетрадиционными техниками, применяют их на практике. Расширяются возможности для творческой деятельности при выполнении задания и дополнений по собственному замыслу. В свободной деятельности предполагается использование нетрадиционных техник при выполнении работ по своему замыслу, для этого в изостудии созданы условия и необходимые материалы. Параллельно с этим ведется работа по более детальному и углубленному ознакомлению с объектом, выбранным для изобразительной деятельности, елью. Дети учатся «глубже» воспринимать такие виды искусства, как живопись и литературу.
Ожидаемые результаты:
- Расширение знаний родителей и детей об истории новогодней елочки.
- Продуктивная деятельность детей в основном этапе проекта.
- Совместная деятельность родителей и детей, идеи нетрадиционных макетов елочек, создание позитивного новогоднего настроения.
Этапы реализации проекта:
I этап проекта – подготовительный
- Сбор информации
- Определение цели и задач проекта, составление плана основного этапа проектирования.
- Информирование родителей о проекте и возможности участия в нем.
- Подбор методической и художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, загадки про новогоднюю ёлочку)
- Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
- Подбор и оформление информационного материала для родителей.
II этап проекта – основной
Работа над проектом
Этап, сроки реализации | Деятельность детей | Деятельность педагогов | Деятельность родителей |
1 этап подготовительный | Введение в мотивационную ситуацию: “Я хочу многое узнать о природе родного края и Новогодней ёлке в частности”. Участие в беседе с показом иллюстраций “Новый год в России” Участие в беседе “История новогодней ёлки” | Опрос детей с целью определения уровня знаний по теме проекта. Подготовка консультаций для родителей по теме: “История новогодней ёлки” Ознакомление родителей с проектом “В лесу родилась ёлочка” Подготовка мастер – класса с участием родителей и детей «Ёлочка» | . Знакомство родителей с консультациями и проектом. Цель: заинтересовать родителей проблемой и задачами проекта. |
1 этап Организация работы над проектом | Дети принимают предложение “Я хочу многое узнать о природе родного края и Новогодней ёлке” Принимают участие в обсуждении вопроса: “Что мы можем сделать, чтобы больше узнать об этом?” Предложения детей педагог записывает. Вместе с родителями собирают посильную информацию по теме Решают проблемные ситуации: “Ёлка пропала” “Как звери в лесу Новый год встречали» | Педагог обеспечивает иллюстративный и литературно-художественный материал. Совместно с родителями готовит выставку ёлок “В лесу родилась ёлочка” в рамках природоохранной акции «Ёлочка» Знакомит детей с произведениями писателей и поэтов о русской природе и о ёлочке в частности. | Активно помогают собирать необходимый для осуществления проекта материал. Читают детям дома книги о природе России, родного края, учат стихи о зиме, ёлке. Изучают с детьми информацию о новогодних традициях других стран при помощи энциклопедий, интернета, журналов, кинофильмов… |
2 этап Основной Практическая отработка проблемы | Рисуют и делают аппликации по теме. Разучивание стихов к Новогоднему утреннику. Изготовление елочек для выставки совместно с родителями. Изготовление листовок «Спасём нашу ёлочку!» Наблюдение на прогулке за ёлкой. | Украшает изостудию вместе с детьми и родителями к Новогодним праздникам, устанавливает искусственную елку Оформляет альбом «Зелёная красавица» Оформляет выставку и альбом детских работ. Альбом “Наша ёлка”. Оформляет выставку “В лесу родилась ёлочка”. | Помогают в украшении изостудии и приемной к праздникам. Готовят детей к утреннику: учат стихи, слова песен, придумывают и изготавливают костюмы совместно с детьми. Совместно с детьми мастерят ёлочки для выставки, рисуют листовки в защиту ёлочки. |
3 этап Завершающий Презентация продуктов детской деятельности | Продолжают активно участвовать в работе выставки как экскурсоводы. Представляют посетителям свои рисунки и аппликации в альбоме “Наша ёлка”. Готовят пригласительные билеты для родителей на утренник Участвуют в Новогоднем утреннике. | Вместе с детьми приглашает в изостудию на экскурсию по выставке “В лесу родилась ёлочка” детей и сотрудников детского сада Оформляет фотобуклет “В лесу родилась ёлочка” с фотографиями елок с выставки, как результат проекта. Выносит благодарности родителям и призы детям за участие в подготовке и реализации проекта, а также за участие в природоохранной акции «В защиту ёлочки» | Посещают выставку “В лесу родилась ёлочка” Активно интересуются творчеством детей, отраженным в альбоме “Наша ёлка” Посещают Новогодний утренник по пригласительным билетам, сделанным детьми. |
Перспективное планирование работы по проекту
Раздел планирования
Художественно-продуктивная деятельность
1. Рисование с использованием способа монотипия. «В лесу родилась ёлочка» (для детей 5-6 лет)
Цели: Совершенствовать умения рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.
2. Рисование с использованием восковых мелков и акварели, ватных палочек. «Новогодняя елочка» (для детей 5-6 лет)
Цель: Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Закреплять умения использовать несколько техник в своём рисунке.
3. Конструирование из ладошек (коллективная работа). «Новогодняя ёлочка» (для детей 6-7 лет)
Цели: Упражнять в умении обводить ладонь сплошной линией, не отрывая карандаш от листа, вырезать по контуру, собирать из частей целое.
4. Мозаичная пластилинография. «Новогодняя ёлочка» (для детей 6-7 лет).
Цели: Познакомить с мозаичной пластилинографией. Развивать мелкую моторику, умение работать в подгруппах.
5. Рисование нетрадиционным способом: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками. «Ёлочка пушистая, нарядная».
Цели: Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Музыкальное развитие
1. Разучивание песен о ёлочке.
2. Разучивание хороводов вокруг ёлочки.
3. Развлечение «Праздник Елочки»
Художественная литература
1.Подбор и выставка художественной литературы о ели;
2.Чтение стихотворений, сказок и рассказов о елочке.
Игровая деятельность
Дидактические игры:
— «Модель дерева»,
-«Собери елочку»,
— «Узнай по описанию».
Подвижные игры
-«Раз, два, три к …. беги»,
-«Ловишки — елочки»,
-«Кто быстрее нарядит елочку? ».
Пальчиковая гимнастика:
-« Елочка»,
-«На нашей ёлочке»,
-«Ёлочка – зелёная иголочка»
Физкультминутки:
-«Есть в лесу»
Природный мир.
Труд
1. Укрывание корней и стволов елей снегом.
Цель: учить детей проявлять заботу и бережно относиться к деревьям, выполнять соответствующие трудовые действия.
2. Сравнивание живой и игрушечной ели.
Цель: показать детям главные особенности живого дерева.
Экспериментирование
1. Рассматривание коры ели под лупой.
Цель: расширять знания детей о строении и «жизни» дерева.
Жизненный цикл растений.
Цель: дать детям обобщенное представление об основных фазах жизненного цикла растений.
Познавательно-тематические занятия
1. Беседа. «Встреча с зеленой красавицей».
Цель: определить с детьми, какое дерево в народе называется зеленой красавицей. Почему? Развитие представления детей о дереве как представителе живого в мире природы, внешнего строения, жизненных функций (питание, дыхание, рост, размножение).
2. «Образ ели в пейзажных картинах художников».
Цель: формировать способность восприятия художественного образа природы; развивать эстетическое отношение и художественный вкус, вызывать познавательный интерес.
3. «Лесная красавица».
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о деревьях, конкретизировать имеющиеся знания; воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Оформление альбома «Зеленая красавица».
Работа с родителями
1. Подбор иллюстраций, открыток, фото, пословиц, загадок и стихотворений о елочке.
2. Экскурсии в лес, парк в выходной день.
3. Консультации для родителей:
-«История Новогодней ёлки»;
-«Семейные традиции – наряжаем ёлочку»
4.Памятка для родителей «Безопасный Новый год»
5. Совместные творческие работы детей и родителей «Елочка» в рамках природоохранной акции «В защиту ёлочки»
5. Организация выставки работ выполненных в рамках проекта.